Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт

Первое лицо

Черданцев Станислав Александрович Черданцев Станислав Александрович

Глава Гурьевского муниципального округа

ВК Одноклассники 


Прогноз погоды

Яндекс.Погода






 

  








  



ПАМЯТКА КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ О ФИНАНСАХ В СЕМЬЕ

ул. Коммунистическая, 14а, г.Гурьевск, Кемеровская область-Кузбасс, 652780



  • 20 апреля 2021

    Как вести диалог о финансах с детьми? Ждать введения пресловутого предмета для старшеклассников? Но маленькие дети задают вопросы здесь и сейчас, и важно не упустить момент и донести до ребенка суть общественных финансовых отношений. Ведь не хочется банально говорить, что деньги нужны, чтобы покупать товары и услуги. Но и умалять их значение как минимум странно.

    На выручку приходят здравый смысл и хорошо работающая игровая форма. Детям не важны детали, их не особо заботят цифры. А вот суть вопроса, сам механизм (как и принцип работы реактивного двигателя или сюжетная линия любимого мультфильма) — очень даже. Поэтому основная задача родителей — объяснить на пальцах «что такое деньги» и «зачем они нужны», попутно закладывая принятые в семье ценности.

    Не стоит придумывать небылицы. Если у ребенка возник вопрос, ответьте честно, но без деталей. Например, он должен знать, что на работе зарабатывают деньги, которые потом тратятся на различные нужды: продукты, оплату счетов, поездку в отпуск. Это чистая правда. А вот то, что деньги вам достаются тяжким трудом — деталь, которую можно опустить. Это лично вам тяжело, а вашему ребенку, вполне возможно, работа будет приносить не только заработок, но и удовольствие. Поэтому не стоит заранее программировать его на «каторжный труд».

    Еще один важный момент — семейный бюджет. Ребенок — часть семьи, а значит, имеет полное право участвовать в его обсуждении (хотя бы той небольшой части, которую можно доверить и пятилетнему). Привлекайте детей к составлению списка покупок, расскажите им, что существуют обязательные траты и расходы на «удовольствия», которые, несомненно, нужны, но только после того, как вы покроете первоочередные потребности.

    Если вы планируете поездку за покупками, сформируйте список вместе с ребенком и предложите следовать ему вместе. Такое упражнение поможет избежать спонтанной покупки. В случае с крупными приобретениями, объясните как к ней подготовиться: найти информацию, сравнить стоимость, проконсультироваться с продавцом.

    Вероятно, не все покупки будут удачными. Используйте этот опыт, чтобы рассказать ребенку, что необходимо сохранять чеки и гарантийные талоны, а также научите, как общаться с продавцом при возврате товара.

    На примере простой копилки объясните, как важно иметь накопления, и как даже самая маленькая сумма со временем может превратиться в приличный капитал. Эти простые на первый взгляд вещи — основа финансовой грамотности.

    Школьники — уже вполне самостоятельные участники экономических отношений. У них появляются собственные карманные деньги, банковские карты для покупки обедов. И тут самое время рассказать про механизм работы банков, затронуть тему займов и поговорить о рациональном использовании средств. И пусть эти карты полностью подконтрольны родителям, для ребенка — это очередная игра во взрослого, самостоятельного человека, который может в том числе и совершать финансовые ошибки (лучше сейчас, чем потом, когда от его действий будет зависеть семейный бюджет). Наша задача — выявлять, корректировать и направлять в нужное русло.

    Довольно распространенная ошибка родителей в общении со школьниками — мотивировать деньгами за хорошее поведение и оценки. Обратная сторона такого подхода заключается в том, что в дальнейшем при отсутствии материального поощрения ребенок может перестать учиться и вести себя должным образом.

    Не стоит также говорить с детьми исключительно про деньги, престижные профессии, богатство, игнорируя нематериальные ценности. Такой перегиб может исказить восприятие мира, и при столкновении с возможными финансовыми трудностями ребенку будет сложно адаптироваться и пережить их без эмоциональных потерь.

    Чем взрослее дети, тем сложнее темы для обсуждения. Старшеклассники штурмуют инвестиционный рынок, например, с помощью краудфандинга, и здесь важно для начала самим разобраться в тонкостях вопроса, чтобы быть авторитетным советчиком, так как на статус первоисточника претендовать скорее всего не придется.

    Крайне недальновидно рассказывать ребенку о важности рационального использования бюджета и при этом тратить его без всякой логики или обсуждать с ним инвестиции в очередной диджитал-проект, храня большую часть сбережений «под матрасом». Мы живем в мире, где информацию можно получить за секунды. А вот чтобы наши дети хотели у нас учиться, нам нужно всегда быть хотя бы на полшага впереди, чтобы успеть в числе первых донести до них качественный «контент» в доступной и современной форме.



Возврат к списку